po_transsibu (po_transsibu) wrote,
po_transsibu
po_transsibu

Короткие истории про японцев в России – история вторая: Мика

Алина Синикова

***

Однажды Ходжу Насреддина жители среднеазиатского городка спросили: «Где центр Вселенной?» Он, воткнув перед собой палку, ответил: «Здесь – центр». «Не может быть!» - не поверили горожане. «Не верите? Померьте от этой палки в разные стороны до конца Вселенной, тогда и проверите, прав ли я!»
Так примерно и рассуждают жители Новосибирска, которые считают свой город центром России, Сибири и вообще центром вселенского разума. И в центре города стоит часовня, которая этот географический центр и символизирует.

А между тем, Новосибирск совсем молодой город, еще 115 лет назад здесь был небольшой поселок, и на месте нашего центрального – Красного проспекта шумел высокий лес. Но после того, как правительством было утверждено строительство железнодорожного моста, в поселке началась совсем другая жизнь. Это событие и дало основной толчок к развитию города-миллионера.
30 апреля 1893 года окрестности с.Кривощекова огласили мощные паровозные гудки. С открытием навигации на правом берегу Оби появился первый отряд мостостроителей, прибывших из Самары на судах Западно-Сибирского пароходства. Днем позже из Колывани выехал конный поезд Г.Н.Будагова – главного инженера строительства моста через Обь. Закладка ж/д моста, спроектированного инженером Белелюбским состоялась 20 июля 1894г. Тогда же здесь и прославился Киоши Мика, или как его все звали Миха.
Скорей всего он был японец, хотя никто не обращал особого внимания на его внешность – крестьяне из окрестных деревень, купцы из Колывани и бедняки с Алтая потянулись на большую стройку в надежде заработать. Поэтому часто его принимали за алтайца, несмотря на не очень хорошее знание русского языка. Киоши работал одним из помощников инжнера Будагова. Время было трудное, шли заготовки камня, рыли котлованы, возводили временные и постоянные постройки. Сотни вновь прибывших людей не имели никакого пристанища. Тут и пригодились навыки японца в быстром строительстве жилья, но еще больше в организации порядка. На правом берегу Оби разворачивалось сразу два поселка. Нужно было быстро строить бараки, чтобы хоть как-то провести зиму. За год было построено более 500 бараков и халуп. Жили люди открыто, но нельзя сказать, что жизнь была безопасной. Бесчисленные кражи, грабежи, даже убийства. От правительства в строящемся поселке было прислано только 12 стражников. Так что Киоши организовал самостоятельные дружины, которые хоть как-то помогали тяжело работающим людям. Так вот и рос новый город, под звон колоколов и в изнурительном труде. К лету 1894 года правый берег преобразился. Исчез бор и на его месте появились уже вполне приличные здания. А в 1897 году был построен мост.
Все эти три года Киоши Мика прожил в строящемся поселке. И даже успел лавку, где торговал всем необходимым для рабочих. А торговля тоже была весьма перспективным занятием. Пересечение торгового тракта, железнодорожного моста и скопление тысяч людей обещало неплохие барыши. Тогда ушлый Киоши и привез в город синематограф. Случилось это в 1896 году, за год до открытия моста. Но мельницу ему открыть не дали – а все же он был инородец, а открытие большой мельницы требовало в те времена согласований и вложений средств. Да и территория губернии была собственностью царя, а правительство пока что не видело больших перспектив в новом городке. И цены на аренду земли были очень высокими, также кабинет не видел необходимости раскошелиться на нужды граждан, так что первые мукомольни появились в городе только в 1900-1906 году, также как и больницы и школы. Поэтому первая школа в 1896 году появилась только на личные средства инженера Будагова и самих рабочих. И все же город строился, появлялись новые лавки, магазины, сам город отходил от реки. И как показатель, лавка Киоши, которая вначале находилась там, где сейчас улица Восход, потом передвинулась к месту, где сейчас ГПНТБ (библиотека), ну и наконец обосновалась на торговой площади (нынче площадь им.Ленина). Почему город уходил от реки, не очень понятно. Но город строился. И тогда уже жители Новониколаевцы считали себя самыми передовыми и модными гражданами. И как маленький штришок – в 1913 году Новониколаевск прославился вот этой открыткой, символизирующей инновационность нашего города – над Обью летит аэроплан. Конечно, это тогдашний фотошоп, но вот выпендрились. И в России и за рубежом Новониколаевск знали как «тот город с аэоропланом» .
А Киоши жил тогда спокойно в городе, что с ним стало после, уже неизвестно, да и Новониколаевск-Новосибирск всегда был некоторой перевалочной базой, жители которой с легкостью переезжали с одного места на другое.





Материал и фотографии предоставлены Алиной Синиковой.
Subscribe

  • Немного картинок и текста в холодной и теплой воде

    Неопубликованные фотографии перемещения на пароме из Владивостока в Сакаиминато: Паром DBS CRUISE EASTERN DREAM как он видится с берега:…

  • (no subject)

    Паром медленно разворачивается в порту Донгхэ, чтобы взять курс на Японию. На берег меня не выпустили, потому что корейские иммиграционные власти…

  • "И если честно, то собирайся"

    Вчера, поддавшись последнему зову черного хлеба и колбасы, я позорно затарился пряниками и прочими артефактами русской еды в супермаркете напротив…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments